КрайняяКомната | Дата: Пт, 24.01.2025, 23:31 | Сообщение # 1 |
Группа: Администратор
Сообщений: 92
| Скандинавская мифология относится к индоевропейской мифо-поэтической традиции. Возможно впервые в Европе Скандинавия упоминается ещё в античную эпоху. Греки плавали на север к Фуле, предположительно запад Исландии и Норвегии. Греки считали Фулу пределом познанного мира, она была границей Ойкумены. По их повериям там обитали загадочные благославлённые богами гипербореи, у которых бывало гостил Аполлон. При этом Фула на ряду с Фракией на востоке, Персией на юге, Иберией на западе считалась для греков варварской землёй. Она находилась в так называемом студёном поясе, как учил Аристотель - обыкновенные люди там жить не могут, слишком холодно. Потому греки нанесли остров на карту, и маршрут Пифея обогнувшего Галию с Британией и добравшегося до Фулы, никто не решался повторить. Фула на несколько столетий была забыта. Возвратились скандинавы в мировую историю весьма впечатляюще. Для начала они покорили ближайших соседей фризов и саксов, принадлежащих к германским племенам. Норманны (так стали называть скандинавов), изменили вектор цивилизации, до того он был ориентирован с юга на север, с началом викингских походов стал разворачиваться в обратную сторону. Север стал рулить, он коренным образом изменил этническую карту Европы, наладил морские коммуникации с опорой на Балтику и северное море, и утвердил на пространстве от Тронхейма до Таррагоны и от Новгорода до Нормандии свой кодекс чести и свою веру. Следует отметить, что даны - предки датчан; Свеи - предки шведов; Норги - предки норвежцев; а также саксы, англы, юты, потомки викингов.
Христианизация привела к забвению мифов, записи которых пролежали в монастырских библиотеках вплоть до учённого ренесанса в северной Европе, (16 и 17 века). Тогда мифы скандинавов были заново открыты и возвращенны в европейские культуры. Однако в период этой христианской диктатуры, были забыты мифы но не вера, которая сохранилась особенно в глубинках. Двадцатый век стал эпохой подлинного возрождения скандинавской культуры, захлестнувшей Европу и северную Америку. В художественной литературе сложилось отдельное направление, нордическое фэнтези, оно опирается на скандинавские мифы. Аналогичная ситуация наблюдается с кельтской мифологией.
Всякая мифология, и в том числе скандинавская, в своей основе имеет архитипический сюжет, преобразование хаоса (состояние первозданной неупорядоченности), в упорядоченный космос. Скандинавская космогония возводит начало мироздания к мировой бездне - Гинунгагап, в которой скапливался иней от взаимодействия студеных брызг потока Хвергельмир, или Эливагар, и огненных искр летевших из Муспелля, (область вечного пламени. Чем больше искр попадало на иней, тем быстрее он таял, и в этом таянии возникло первое живое существо, инеистый великан Имир. Вместе с Имиром из бездны возникла космическая корова Аудумла. Она вскормила его молоком, сама питалась облизывая солёные камни покрытые инеем Из подмышек Имира, и от трения его ног, родились другие инистые великаны. Из мяса Имира, сделаны земли, из костей горы, из черепа небо, из крови море, а из мозга боги сотворили облака. Мотив принесения в жертву первосущества достаточно распространённый, в индийской мифологии говорится о первочеловеке Пуруши, из тела которого также возникло многое если не всё. В иранской Аресте, первочеловек был распилен пополам и из него сотворён мир. Из камней которые лизала космическая корова возник предок богов Бури, у него был сын Бор, и его дети (внуки Бури), Вили, Ве и Один, убили Имира и сотворили из его тела мир. Мидгард, - мир серединный, выступает как центр вселенной, сосредочение физических и духовных сил и энергий, высший принцип вселенной, олицитворение сокровенной божественной мудрости. Юг выступает олицитворением светоносного благого, солнце светит с юга. Север представляет тьму и смерть, восток (Утгард), чуждое пространство, обитель хримтурсов, (инистые великаны враждебные богам). Юг и запад соотносится с верхом, а север и восток с низом. Первое чистое благое возвышенное, второе скверное.
В индоевропейской мифологической традиции можно выделить две модели мироздания: Горизонтальная, или пространственно-структурная модель, для неё характерен центр и 4 или 8 сторон света, представление мира как земли окружённой водой. В скандинавской мифологии роль центра играет серединный мир, Мидгард, его центр Асгард. Стороны света олицетворяют 4 карлика цверга, имена которых соответствуют географическим координатам: Нордри - северный, Судри - южный, Аустри - восточный, Вестри - западный. Вокруг Мидгарда и Утгарда простирается мировой океан, в котором плавает хтоническое чудовище змей Йормунганд. Вертикальная, пространственно-динамическая модель, в такой проэкции мироздания как правило есть гора или древо, они соединяют миры по вертикали, небо землю и подземное царство. У шумеров и индусов это гора Меру, у японцев гора Фудзи. У скандинавов эта модель также представлена, в виде мирового древа ясеня, Иггдрасиль, ещё называют Лерад, оно соединяет 9 миров. Иггдрасель больше и прекрасней всех деревьев, его сучья простёрты над миром и поднимаются выше неба, его поддерживают 3 корня. Первый корень находится у асов, другой у инистых великанов, а третий тянется к нифльхейму. Тремя корнями тот ясень-древо на три страны пророс, Хель под первым, хримтурсам второй, под третим род человеков. Белка по имени Мысь, снуёт по древу, сверху слово орла, она вниз приносит тёмному Нидхеггу. У корней ясеня гнездится змей-дракон Wyrm, бескрылый ползучий дракон Нидхегг, он вместе со змеями грызёт корни великого древа, в канун битвы в конце времён Рагнарек - Нидхегг вырвется наружу из преисподней. Там же в корнях Иггдрасиля, находится обитель норн, трёх сестёр судьбы, они опрыскивают корни водой из источника мудрости. Норны определяют судьбы людей, прядут нити судеб, вырезают и мечут руны. Их имена Урд, Верданди, Скульд.
Радужный мост Биврест. Состоит из трёх цветов, светлые боги переезжают по нему на своих конях, один конец этого моста достигает жилища бога Хеймдалля, который оберигает мост от демонических великанов. При конце света, когда поедут по мосту злобные сыновья Муспелля, мост разрушится. Хеймдалль, светлейший из асов, страж богов, он охраняет не только радужный мост но и ясень, его рог спрятан под корнями ясеня. В заклянаниях Хеймдалля называли сыном девяти матерей. Потому часто его имя толкуют как само древо Иггдрасиль. Не подалёку от Иггдрасиля находится чертог Вальхалла, окружённый потоком Тунд, посреди поля на котором стоит чертог, возвышаются врата для мёртвых - Вальгринд, олень Эйктюрмир и коза Хейдрун стоя на крыше чертога объедают листья ясеня. Туда после смерти попадают люди ратной доблести, достойно падшие в бою войны. Их называют эйнхерии, ещё при жизни им покровительствует Один, когда они погибают его посланницы Валькирии забирают их в Вальхаллу, там они проводят время в пирах и сражениях. Кормит эйнхериев своим медвяным молоком та самая коза, а мясо им даёт вепрь по имени Сэхримнир. Есть в Асгарде и другие чертоги: Чертог Тора, жилище богов и богинь, Трудхейм - обитель силы, или Бильскирнир - не разрушимый. Идалир, чертог Улля. Валаскьяльв, чертог Одина со сторожевой башней. Секквабек, погружённая скамья, чертог Одина и Саги. Гладсхейм, обитель радости, чертог Одина, его частью является и Вальхалла. Трюмхейм, обитель шума, чертог богини Скади. Брейдаблик, широкий блеск, чертог Бальдра. Химинбьерг, небесная гора, стоящий рядом с мостом Биврест, чертог Хеймдалля. Фенсалир, болотные палаты, чертог Фригг, Фолькванг, поле боя, чертог Фрейи. Там находится вторая половина Вальхаллы. Глитнир, блестящий, чертог Форсети. Ноатун, корабельный двор, чертог Ньерда. Эти чертоги известны из Старшей Эдды, Младшая добавляет также светилище богинь Вингольв. На небе находятся ещё два чертога обитель богов-ванов - Ванахейм, и обитель светлых альвов Альвхейм. Нифльхель, преисподняя, присутствует в обоих мифологических проэкциях, в вертикальной расположена снизу, в горизонтальной на севере. Правит там великанша по имени Хель, потому иногда весь Нифльхель называют её именем, сокращая название преисподней. Один низверг её вниз, и поставил управлять девятью мирами. Она даёт приют всем пришедшим к ней, попадают к ней люди умершие от болезней или от старости. Мокрая морось - её палаты, голод - её блюда, истощение - её нож, лежебока - слуга, соня - служанка, напасть - падающая на порог решётка, злая кручина - полог её. Она на половину синяя, а на половину цвета мяса, её легко признать потому, что она сутулится и вид у неё свирепый. Перед Нифльхель протекает река Гьелль, через неё переброшен мост выстланный светящимся золотом. По всей видимости там в преисподней живут и тёмные альвы, или цверги, известно что цверги живут под землёй и боятся света, луч солнца обращает их в камень.
Картомантка, маг.
|
|
| |