Марленикен | Дата: Вт, 19.11.2024, 01:50 | Сообщение # 1 |
Группа: МагБлогер VIP
Сообщений: 5
| Во второй половине VI -в начале V века до н.э. в северной Индии жил Гаутама-Будда,основатель одной из широко разпростронённых и в наши дни религии-буддизма. В познейших легендах о жизни Будды,не мало вымыслов и преувеличений,но они в поэтической форме объясняют сущность учения и причины его успеха.
У подножья седых Гималаев,раскинулась страна Кошала,испокон веков её занимали Сакья,счетавшие себя внуками солнца. У царя этого племени родился первенец,которому дали имя Гаутама. На седьмой день после рождения сына умерла его мать. Отец решил посвятить жизнь сыну,он приказал огородить дом высокой стеной,что бы ничто не могло смутить юную душу. В ворота пропускали только красивых и хорошо одетых людей. Прожив 29 лет,став мужем и отцом,Гаутама ни разу не выходил за ворота,и наивно полагал что всюду живут так же беззаботно,как он. Он бы и дальше прибывал в этом счастливом неведении,если бы от стены не отвалилось несколько камней. Гуляя по саду в соправождении верного слуги,Гаутама обнаружил отверстие и выглянул в него. Его взору предстала каменистая дорога и бредущий по ней человек,спина его была согнута,словно он нёс какую-то невидимую тяжесть. -Кто это? - спросил Гаутама у своего спутника. -Старец, - отвечал слуга. - Почему он согнулся? -От долгих лет,-ответил слуга. -Значит и я буду таким,-задумчиво промолвил Гаутама. Его прекрасный лоб впервые прорезала морщина. Слуга промолчал,вспомнив что ему было приказано не говорить ни о чём что могло бы огорчить царевича. С того дня,словно какая-то сила тянула Гаутаму в то место,откуда открывался неведомый мир. Как-то он увидел странное зрелище. Четверо несли на плечах ящик,в котором недвижимо лежал бледный человек. Сзади шло несколько десятков мужчин и женщин,слышался плач. -Что делают эти люди?-спросил Гаутама слугу. -Они несут мёртвого,-отвечал слуга. -И я умру?- спросил Гаутама. Слуга молча отступил вспомнив о приказе царя. Никто не заметил первой горькой складки у рта царевича. Вечером того же дня,отослав слугу,Гаутама сам подошёл к стене. Он увидел,что по дороге идёт человек,и звенит колокольчиком. -Подойди сюда!-крикнул Гаутама. Человек сделал несколько шагов и остановился. И тогда царевич увидел,что лицо незнакомца сморщено,как кожура печёного яблока,а грудь в язвах и струпьях. -Кто ты?-спросил Гаутама. -Разве не слышышь,я прокажённый. -И ты зовёшь людей на помощь? Из уст прокажённого послышался звук,напоминающий булькание кипящей воды,это был смех. -Нет!Я звоню что бы они разбегались. Много лет я не слышал человеческого голоса... Гаутама был пронзён состраданием,из глаз его хлынули слёзы,в них разплылись очертания стены,отделявшей его от людей,мир полный горести звал к себе. И царевич шёл,повинуясь этому зову. С тех пор во многих городах и селениях Индии,видели удивительного странника,судя по остаткам дорогой одежды,он происходил из богатой семьи. Но его не привлекали дома из которых доносились музыка и весёлый смех. Он появлялся в хижинах бедняков,где слышались плач и стоны. Став добровольным помощником лекаря,он поил больных,обмывал раны,для слепых он был поводырём. Юноша стоял у шалаша ,питающегося одними отбросами из разбитой посуды,и на его лице не было отвращения. Однажды Гаутама прося подаяния,пришёл в главный город страны магадхов. Царь увидел его с террасы дворца.
-Взгляните!-воскликнул царь,показывая на юношу приблежённым. -Он держится прямо,чело его прекрасно. Нет,не из низкого он рода!Эй,слуги,приведите его ко мне! Пока слуги выбежали за ворота,незнакомец исчез. Царь обещал вознаградить каждого,кто укажет где живёт юноша царственного вида в нищенских отрепьях. Прошло немало времени,пока одному из царских пастухов,не удалось удовлетворить любопытство владыки. Склоняясь перед троном,пастух сказал : -О,великий царь!Юноша которого ты ищешь,отшельник,он живёт в горах в жалкой хижине. Услышав эти слова,царь приказал запрячь коней и отправилсяя в горы. Когда дорога кончилась,он сошёл с колесницы и двинулся к хижине пешком. Переступив порог хижины,царь приветствовал отшельника,и обратился к нему со следующей речью: -Я увидел тебя когда ты проходил мимо моего дворца,твоя красота достойна лучшей доли,брось эту хижину,и переходи в мои покои. но с начала скажи,откуда ты родом. -Я из славного племени Сакья,рождён в царском доме и покинул его,что бы узнать как живётся людям,нет лучше доли,чем та что я выбрал. И ушёл царь,поняв что отшельник твёрд в своём решении. А Гаутама вновь пустился в странствия,что бы познать людские горести. И когда его душа переполнилась ими через край,он отыскал в горах дерево,защищающее от палящих лучей,и ходил вокруг него. Прохожий мог бы подумать : Этот человек охраняет зарытый под деревом клад. Но мудрец оберегал свою мысль,как ещё не окрепшую молодую веточку на древе жизни. 7 дней росла мысль,охраняемая неусыпным стражем,пока не стала истиной. Мудрец прошептал её пересохшими губами : Человек-это сосуд страданий,страдание не избежно. От него надо избавиться. Путь к спасению-в искоренении желаний. А потом он впал в глубокий сон. И явился к нему во сне враг истины Мара,искушая мудреца,он воздвиг благоуханный сад. -Отрекись!- вещал сладкоречивый волшебник. -Разве эти деревья и цветы,не лучшее чем обладает человек? -Нет. -отвечал мудрец. -Из цветов можно сплести много благоуханных венков,но они высохнут и опадут. Добрые дела-это венки,украшающие нас вечно,аромат лотоса и жасмина,разпростроняется по ветру. Добродетель проникает во все места на земле,и нет аромата который был бы ей равен. И отступил Мара раненый истиной. Но вскоре он вернулся. С ним были его юные прекрасные дочери,глаза у них были подобны чашечкам лотоса. -Отрекись!-сказал злой волшебник. -И их красота будет твоей. -Нет!-отрезал мудрец. -Во время странствий я видел фокусника с размалёваной деревянной куклой. Она танцевала так забавно. Но развяжи ниточки и она разпадётся на кусочки. Что в ней пленит сердце?Красота истины не увядает! Зашипел Мара как кобра,когда ей наступают на хвост. И скрылся с глаз. Потом он сводил с неба молнии,гримел громом ,обрушивал скалы,но не мог сокрушить мудреца : человек верный истине,крепче каменной горы. Мудрец поднялся и твёрдым шагом спустился в далину. Там были люди,словно бы ожидавшие его прихода. Их было пятеро,они были первыми,кому Гаутама возвестил истину. С той поры,его стали называть Буддой ( просветлённый). На самом деле просветлённым,он стал уже тогда,когда впервые был пронзён жалостью к людям. Прошло много лет,и просветлённый уже глубокий старец,пришёл со своими учениками к тому самому дереву,близ которого он открыл первую из истин. Один из учеников,самый преданный и любимый,пал на колени что бы поклониться месту,где родилась истина. Просветлённый поднял его,и взяв с земли горсть листьев,спросил : -Скажи юноша,есть ли ещё листья,кроме тех что у меня в руке? -Осенние листья падают по всюду,-ответил ученик. -Их не счесть. -Вот так и я,-сказал просветлённый, -Дал вам лишь горсть истин,но кроме них есть безчисленное множество других,которых не счесть.
Проповедь Будды и его учеников имела в Индии небывалый успех. Она была обращена к народу,к простым людям независимо от того на каком языке они говорили,к какой касте принадлежали и каково было их имущество. -Не рождение а лишь поведение,делают человека,либо членом низшей касты либо брахманом,-учил Будда. Не нужно было обращаться с молитвами к богам,приносить им жертвы,как это приписывали брахманы. Достаточно,-учил Будда,-убедиться в том,что причина страданий,состовляющих основу жизни-в желаниях,в стремлении к власти,к богатству,к счастью. Тогда поняв ничтожность и невыполнимость человеческих желаний,легко освободиться от привязанности к внешнему миру,от страха к жизни и в полном ровнодушии к ней,достигнуть блаженной успокоённости-Нирваны. Достижении Нирваны,буддизм связывал с праведным поведением и образом жизни-с отказом от лжи и накопительства,пролития крови живых существ. Последователи Будды ходили зимой и летом босиком,что бы случайно не убить насекомое. Они пили процеженную воду,ибо в ней так же могли оказатся живые существа. Они не взрыхляли земли плугом,опасаясь нанести вред земляным червям. Истинные сторонники Будды-монахи,вообще не занимались производительным трудом,они жили на подояния. На первых парах буддизм был религией без богов. Будда не отрицал существование богов,от имени которых проповедовали брахманы,но он считал что боги не могут облегчить человеку страданий,ибо сами не избавлены от них. Буддизм отрицал существование вечной души,из которого исходило большинство существовавших религий. Новое учение выражало путь безсильный и пасивный,но всё же протест против таких порядков,при которых низшие слои были обречены на унизительное служение высшим. Не будучи воинственным отрицанием предшествующей религии,буддизм считал её недостаточной,не обезпечивающей спасения. Сторонники Будды считали,что до его появления мир был погружён во мрак и невежество. Буддизм недолго был религией без бога,богом стал сам Будда. Было установлено поклонение его праху. Во многих местах Индии и на острове Шри ланка появились курганы,в которых будто бы были захоронены частицы тела Будды ( Зуб локон и т.д.) Эти курганы назывались ступами,возле ступ от отростков смаковницы,близ которой учитель будто бы достиг просветления,выросли священные деревья. В храмах появились извояния Будды. Сидящей на цветке лотоса,с неподвижным каменным лицом и опущенными веками,спокойный и безмятежный,как он не похож на того юношу,который окунулся в бездну страданий для того,что бы познать истину,и на того старца который предостерегал учеников,готовых его обожествить : Надо искать истину,а не поклонятся тем,кто её открыл.
* А.И.Немировский 1986
|
|
| |